Письмо Б.Н.Еремина начальнику Центрального музея ВВС РФ
Начальнику Центрального музея Военно-воздушных сил полковнику А.В. Гончарову Уважаемый Александр Владимирович! Узнал, что музей ВВС распоряжением Правительства Российской Федерации получил статус федерального государственного учреждения и стал самостоятельным юридическим лицом. Искренне рад этому событию. Передаю музею в дар для экспозиции фронтовые фотографии, газетные публикации о бое "7 против 25", сувениры, модели самолетов, мемуары и другие материалы. И впредь буду сотрудничать с музеем в плане пополнения его фондов личными вещами, фронтовыми воспоминаниями и другими документами представляющими историческую ценность. С болью в душе обращаюсь к Вам с волнующим меня вопросом, и надеюсь, что Центральный музей ВВС сможет решить проблему возвращения из США в Россию самолета Як-3 - фронтовой реликвии, который был подарен ВВС Ф.П. Головатым в годы Великой Отечественной войны. По данному вопросу я обращался в Совет ветеранов войны и Вооруженных Сил, к помощнику президента России по авиации и космонавтике маршалу Шапошникову Е.И. и др. инстанции, но положительных результатов эти обращения не принесли. Кратко об истории вопроса: В годы войны саратовский колхозник Ферапонт Петрович Головатый, на свои личные сбережения приобрел самолет Як-1 и передал его воинам Сталинградского фронта. Решением военного совета фронта, летчиком для получения самолета и боевой работы на нем, был выделен командир 31 гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор Еремин Борис Николаевич. В конце 1942 года, на авиазаводе в Саратове я принял от Ф.П. Головатого самолет Як-1 и воевал на нем под Сталинградом Ростовом, в Донбассе, под Мелитополем и Никополем, в Крыму и под Севастополем. После освобождения Севастополя самолет Як-1 с дарственной надписью Ф.П.Головатого как выработавший ресурс эксплуатации, был отправлен в Саратов, где был установлен для обозрения на одной из площадей города, а затем в здании областного музея, как фронтовая реликвия. Самолет Як-1, с дарственной надписью: -"Летчику Сталинградского фронта, гвардии майору Еремину от колхозника колхоза "Стахановец" тов. Головатого", ныне установлен в павильоне музея Великой Победы в г.Саратове на Соколовой горе, открытие которого состоялось в день 55-летия Победы в Великой Отечественной войне. По просьбе губернатора Саратовской области я присутствовал на открытии музея.(фотографию прилагаю). В июне 1944 года Ф.П.Головатый, узнав, что его подарок отправлен в музей, обратился к И.В.Сталину с просьбой разрешить приобрести второй самолет и вручить его летчику Б.Еремину. Просьба Ф.П.Головатого была удовлетворена. В 1944 году на митинге в г. Саратове гв.подполковнику Еремину, был вручен Ф.П.Головатым "Второй самолет на окончательный разгром врага". Это был самолет новой модификации Як-3. Этот самолет воевал на различных фронтах под Львовом, в Польше, Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии и Германии. В августе 1945 года по распоряжению Главкома ВВС самолет Як-3 я перегнал в г. Москву для участия в воздушном параде победы. Однако парад не состоялся из-за погодных условий. На аэродроме Измайлово самолет Ла-7 И.Н.Кожедуба и Як-3 от Б.Н.Еремина были переданы по акту представителям музея авиации им.Фрунзе. Оба самолета как музейные реликвии до 1958 года экспонировались в данном музее . В связи с ремонтом помещения музея в 1958 году самолеты были перемещены во двор музея, а впоследствии самолет Ла-7 был передан в музей ВВС (Монино), где и экспонируется в настоящее время, а Як-3 забрало ОКБ А.С. Яковлева в свой музей, где он и находился до 1991 года. Следует заметить, что сам А.С. Яковлев и особенно его сын Сергей Александрович, который ведал музеем ОКБ, всячески пытались доказать, что Як-3 не является самолетом Головатого, и самолет интересен ОКБ лишь как очередная модификация и им безразлично кто приобретал Як-3. Самолет Як-3 находился в музее ОКБ на закрытой территории ОКБ и доступ к нему был ограничен. Ветераны ВВС, родственники Ф.П.Головатого обратились ко мне с просьбой помочь восстановить доброе имя патриота своей страны Ферапонта Головатого, дать отпор попыткам умолить значение фронтовой реликвии для воспитания молодежи. Специально созданная правительственная комиссия во главе с генералом Мироновым, при участии генерала Шварева, Героя РФ, с привлечением к работе комиссии механика Як-3 Зуева подтвердила, что находящийся в музее ОКБ самолет Як-3 является подлинным самолетом Ф.П. Головатого, на котором воевал Еремин. В ОКБ вынуждены были восстановить на самолете дарственную надпись, пригласить меня в ОКБ и сфотографировать рядом с самолетом (фото прилагаю), разрешить доступ к самолету. В 1995 году ОКБ выпустило альбом истории ОКБ Яковлева, в котором на стр. 165 признает, что в музее представлен Як-3 Головатого, на котором летал Герой Советского союза Б.Н.Еремин. На стр.99 сказано, что в 1991 году ОКБ Яковлева заключило контракт с американской музейной фирмой "Ганнел" об отправке Як-3 Калифорнийский музей (США) сроком на 4 года, заключено было соглашение о поставке в США партии самолетов Як-3. На стр.44 альбома ОКБ описывается воздушный бой на Як-1 под руководством командира эскадрильи Б.Н.Еремина, этот бой известен как "7 против 25", "Воевать не числом, а умением". Создается впечатление, что ОКБ Яковлева признало, факт нахождения в музее самолета Головатого и боевой работы на нем летчика Еремина, даже описало воздушный бой проведенный летчиком Ереминым в марте 1942 г. на Як-1 и в тоже время передало по контракту самолет Головатого Як-3, который почти 9 лет находится в музее США. Я получаю письма от ветеранов ВВС, однополчан с просьбой вернуть фронтовую реликвию нашей Победы - самолет патриота Головатого Як-3 на Родину. Газета "Красная звезда от 13.03.92г. в статье "Символ Победы с аукциона" осудила действия ОКБ и встала на защиту фронтовой реликвии. Но безрезультатно. Уважаемый Александр Владимирович! Обращаюсь к Вам от имени ветеранов войны, родных Ф.П.Головатого и от себя лично с просьбой вернуть на Родину реликвию нашей Победы - подарок фронтовикам патриота Ф.П. Головатого. Надо поднять общественность, актив ветеранских организаций, чтобы вернуть Як-3 на подобающее ему место в музее нельзя допустить, чтобы фронтовая реликвия нашей Великой Победы становилась предметом торговли. Имя Ферапонта Головатого и его самолет стали неотъемлемой частью нашей истории и должны способствовать воспитанию патриотического сознания граждан страны, поэтому место этого самолета в Центральном музее Военно-воздушных сил. С уважением Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации в отставке Б.Еремин 9.10.2000г.
продолжение
Упомянутые в письме статьи о воздушном бое "7 против 25" можно прочитать:
Газета "Правда", 11 марта 1942г.
Газета "Правда", 12 марта 1942г.
[ назад ]
|