Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность


Предыдущая страница

Глава двадцать третья

   Cамый маленький самолет Поликарпова, учебный тихоход, безобидный У-2. И на его долю выпала героическая судьба: до последних дней войны оставался грозой для гитлеровцев.

   В трудные для Родины дни, осенью 1941 года К ВЛКСМ обратился к комсомолкам с призывом вступить добровольцами в армию. Тысячи девушек откликнулись на этот призыв, и в кратчайший срок было сформировано несколько женских соединений.Марине Михайловне Расковой было поручено формирование авиационного соединения. В него вошли не только летчицы Гражданского воздушного флота, но и сотни воспитанниц аэроклубов Осоавиахима, многие девушки пришли прямо со студенческой скамьи, с производства.


Слева: нарком боеприпасов
Ванников Б.Л.,
авиаконструктор
Поликарпов Н.Н.,
нарком вооружения
Устинов Д.Ф.


   Полк состоял только из одних женщин. «Ночникам», которые первыми закончили учебу и прибыли на фронт, дали на вооружение учебные самолеты Поликарпова Дочь Николая Николаевича Марианна Николаевна рассказывает, как поразило и взволновало отца известие об организации женского авиационного полка, оснащенного самолетами
У-2. Он сразу же позвонил Марине Михайловне Расковой.

   — Как можно воевать на учебном самолете, да еще с женским экипажем? Вы себе представляете, — горячился Николай Николаевич, - с кем вашим девушкам придется драться? С профессиональными убийцами, воздушными асами, набившими себе руку, с опытнейшими летчиками Европы! Это все равно, что послать овечек против волков! У-2 — хрупкая машина, специально сконструирована для занятий в летных школах и на аэродромах Осоавиахима. На ней еще можно сражаться с вредителями сельского хозяйства, но никак не с гитлеровцами! Я люблю свой У-2, но разве можно противопоставлять эту медлительную малютку стремительным немецким истребителям?

   Справедливости ради надо сказать, что и летчицы были до предела разочарованы самолетом, на котором им предстояло бить фашистов.

   — Мы мечтали о грозных штурмовиках, на худой конец, о бомбардировщиках, а нам подсунули «деревяшки», — говорили девушки. Возвращаясь с учебного аэродрома, они с завистью смотрели вслед боевым самолетам, на которых летали летчики соседнего мужского полка.

   Но командир Евдокия Давыдовна Бершанская сумела развеять сомнения. Она рассказала летчицам и штурманам, как лестно отзывался об этом самолете Валерий Павлович Чкалов. Он очень высоко ценил летные качества У-2, его особенность взлетать и приземляться на любой площадке, парить над землей. Чкалов восхищался блестящей управляемостью машины, ее грузоподъемностью, устойчивостью и маневренностью. Чтобы доказать виртуозные возможности маленькой машины, он проделал получивший широкую огласку эксперимент: с пассажиром на борту пролетел на У-2 между двух сосен, стоящих друг от друга на расстоянии размаха плоскостей самолета. И все-таки даже Поликарпов не сразу поверил в целесообразность использования У-2 в качестве ночного бомбардировщика.

   - Отец потом признался, — рассказывает Марианна Нколаевна, — что он и не подозревал, до чего живучую, гойчивую и проворную машину ему удалось создать.

   Когда стали появляться в печати первые заметки о цесах, какие творят летчицы на У-2, Поликарпова дто подменили. Он восхищался героизмом девушек, ставивших трепетать фашистских головорезов перед, казалось, безобидной учебной машиной, созданной за полтора десятка лет до начала второй мировой войны.

   - Непостижимо! Невероятно! - повторял он. –Хотел бы увидеть хоть одну из этих героинь, расцеловать обе щеки. Они раскрыли в У-2 такие качества, о которыx я как-то не думал при конструировании этого шолета.

   Удивительная простота У-2 в управлении спасла изнь многим, еще мало искушенным в летном деле девушкам.

   Даже медлительность машины сыграла положительную роль при бомбардировке вражеских позиций: зенит-ые батареи немцев, рассчитанные на стрельбу по скоростным самолетам, били мимо У-2, а «небесный тихоход» летел на бреющем полете и точно бомбил врага.

   У-2 заставляли фашистов сидеть в окопах даже очью, так как именно в эту пору отважные летчицы, ланируя с приглушенным мотором, бесшумно появляясь над целью, сбрасывали бомбы и улетали раньше, чем гитлеровцы успевали открыть огонь.

   Из каких только рискованных положений не вывозил У-2 своих пилотов!

   В одном из ожесточенных боев в треугольнике Моз-Ю к — Троицкое — Луковская самолет прославленной тетчицы Гвардейского Таманского женского полка Героя Советского Союза Дины Никулиной попал под ожесточенный огонь вражеских зениток. Никулина была ранена. Пули продолжали бить по кабине, из бака хлынул бензин. Заметив, что самолет падает, летчица решила лучше утонуть, чем попасть в руки к фашистам, и натравила его в Терек.

   Однако в последнюю минуту ей все же удалось резко повернуть в сторону падающую машину и посадить ее на нейтральную полосу. Когда самолет осмотрели, оказалось, что снаряд прошел навылет, разорвав нижнюю часть бензобака. Были также повреждены мотор и рули управления.

   Сколько раз слепящие лучи прожекторов лишали пилота возможности ориентироваться. Снаряды рвали плоскости самолета, переставал работать мотор, и все же, если летчицы не теряли присутствия духа, смертельно раненный «кузнечик» вывозил их.

   У Нины Ульяненко вражеский снаряд пробил насквозь крыло машины. В нижней плоскости, которая держалась только на соединяющем узле, зияла громадная дыра, фюзеляж был пробит во многих местах, болтались лохмотья из полотна и фанеры. Казалось, гибель неизбежна, но У-2 дотянул до своего аэродрома. Конечно, дело было не в одних достоинствах незатейливой и скромной машины Поликарпова, но и в несгибаемом мужестве советских летчиц.

   В «слабых» женских руках маленький фанерный самолет превращался в грозное оружие. Ведь неспроста советские летчики называли действовавшие, в Сталинграде отряды У-2 «Королевской авиацией».

   Исключительные качества этого детища Николая Николаевича особенно проявились во время героической эпопеи города-героя, где наши позиции с вражескими переплетались так, что часто бывало трудно разобрать, какую часть окопов или зданий занимают в данную минуту свои, а какую враг. Рассчитай в такой обстановке, куда бросать бомбы, а куда — боеприпасы и продовольствие! Выручали У-2.

   Капитан Хренников рассказал о таком эпизоде.

   «Наше подразделение было почти полностью блокировано врагом, и если нам все же удалось продержаться до конца осады, то только благодаря самолету У-2. Вечером в условный час, мы зажигали в окопах плошки, которые можно было увидеть только с воздуха. Планируя на их свет, У-2 бесшумно снижался, и пилот сбрасывал нам снаряжение. Однажды мои часы расстроились от канонады, и плошки не были вовремя зажжены. Я шел по окопу, вдруг совершенно отчетливо услышал голос с неба:

   - Хренников, ты что же огня не зажигаешь?

   От неожиданности я растеряйся, но сразу же сообщил, что это со мной разговаривает пилот...

   Нередко во время боевых действий обстановка была настолько сложной, что использовать транспортные самолеты и самолеты-разведчики оказывалось невозможно, и тогда их с успехом заменяли все те же универсальные У-2 Поликарпова, пилотируемые отважными гтчицами.

   Действовать днем на У-2 было очень опасно, но все е экипажи летали. Замечательный дневной полет совершила на У-2 Зоя Парфенова. Одна, без штурмана, за направилась в тыл противника, чтобы доставить хгиллерийской части несколько ящиков с боеприпасами, итлеровцы обстреляли самолет из пулеметов, ранили етчицу, но она все же нашла в себи силы выйти из зоны бстрела и приземлиться у блиндажа советских артилеристов... Бойцы наскоро перевязали Зою, и она на гом же самолете благополучно вернулась к своим.

   Шла напряженная борьба за Крым. Была захвачена аленькая площадка на скалистом берегу Керченского ролива. Гитлеровцы прижали наш десант к берегу. Создалось тяжелое положение, подходили к концу боеприпасы и продовольствие. Женскому Гвардейскому Таман-кому авиационному полку было поручено сбросить десантникам на «Малую землю» мешки с продовольствием боеприпасами. Это была сложная задача. В свое время беззащитную чебную машину превратили в легкий бомбардировщик, набдив его устройством для сбрасывания бомб. Теперь надо было куда-то поместить мешки с продовольствием боеприпасами да так, чтобы их легко было сбросить. Вооруженцы с честью решили и эту задачу. При помощи собого приспособления стокилограммовые мешки с минами, патронами, картофелем, сухарями и закрытые сосуды с пресной водой подвешивались под плоскостями Л2, и машины все так же легко отрывались от земли, по-прежнему послушные воле пилота. Теперь оставалось самое трудное: точно сбросить груз, чтобы он попал по назначению, а не в руки врага.

   Единственным ориентиром на клочке земли, занятой десантниками, была школа. Десантники находились слева от нее, фашисты— справа. Подход к цели простреливался с одной стороны крупнокалиберными пулеметами, с другой — ураганным огнем с морских катеров. Но это не остановило отважных летчиц: Веру Тихомирову, Таню Сумарокову, Марину Чечневу, Симу Амосову, Катю Пискареву. Из ночи в ночь обходили они на своих бесшумных легких машинах опасные зоны, выключали моторы и снижались до ста — ста пятидесяти метров. Отважные девушки сбрасывали картошку и мины десантникам.

   Трудно даже перечислить все возможности маленького поистине универсального самолета Поликарпова У-2.

   Мы уже говорили о необычайно широком «диапазоне» его действия, о самой долгой в истории авиации жизни. Еще долгие годы будет жить в памяти людей эта неприхотливая машина: тех, кто в аэроклубе получил на ней путевку в небо и позже стал первоклассным пилотом, космонавтом, маршалом; и тех, кому он помог в трудную минуту благодаря возможностям, заложенным в его конструкцию талантом выдающегося советского самолетостроителя.

   Советские авиастроительные заводы выпустили громадное количество поликарповских самолетов. Можно смело сказать, что ни один самолет иной конструкции ни в нашей стране, ни в других государствах не производился в таких количествах и не служил мирным и военным целям столь долгие годы. Десятки тысяч самолетов различных типов, выпущенных советскими заводами за много лет блестящей творческой деятельности выдающегося конструктора, - таков громадный «след на земле», оставленный Николаем Николаевичем Поликарповым! Наш народ никогда не забудет его выдающегося вклада в укрепление оборонного могущества социалистической Родины.

Предыдущая страница
назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2024