Глава четвертая
Осень в том памятном для Николая году выдалась на диво красочной. Уже стоял октябрь, а небо было по-августовски синее, прозрачное. Только дни стали короче, ночи потемнее, и уже не жгло, а ласково грело чуть потускневшее солнце.
Коля не жалел красок, чтобы запечатлеть в своем альбоме нарядный убор последних дней затянувшегося лета. За этим занятием его и застала сестра. Она ввела за руку тщедушного мальчика. На продолговатом лице его с нездоровым румянцем горели под чуть заметными белесыми бровями черные глаза.
Коля захлопнул альбом. Встал.
Мальчики молча смотрели друг на друга.
— Меня зовут Коля.
— Меня — Игнашкой.
— Рисовать умеешь?
— Нет.
— Хочешь — научу?
Коля открыл альбом. Игнашка потянулся к столу.
— Клен?
Коля кивнул головой.
— Я сразу узнал. Как настоящий. Только...
Игнашка покосился глазом на разбросанные по столу цветные карандаши, отобрал один, потом второй, третий, склонился над рисунком. Через несколько мгновений клен загорелся всеми цветами радуги.
— А говорил — не умеешь.
- Рисовать не умею. Раскрашивать люблю. У меня все змеи разноцветные. Их далеко видно. Под самые облака запускаю. С грузом.
- Каким грузом?
- Мышонка раз в небо запустил.
- Это уж ты выдумал, — вмешалась в разговор Лида.
- Нет, я не выдумал, — обиделся Игнашка. — Мне за это так попало! Но ничего, я еще и сам полечу. Хочешь, — обратился он к Коле, — я тебя с собой возьму?
- Да я готов хоть сейчас!
- Приходи тогда завтра вечером, ко мне.
— Приду. Обязательно приду.
Лида встревожилась.
- Никуда ты не пойдешь!
- Не беспокойтесь, — усмехнулся Игнашка, — никуда мы не полетим. Будем только пробовать.
- Что значит пробовать?
— Змея запускать. Такого вы сроду не видали. Трехэтажный. Его в руках не удержишь. Дядя Никифор и тот, как увидел, за ухо меня подергал. Правильно сделал, — с трудом удержала улыбку
Лида, — вам учиться надо, а не змея пускать.
- Кому надо, а мне нет. Я уже выучился. Церковно приходскую школу окончил с похвальным листом. А заухо меня Никифор потрепал так, любя, — и Игнашка совсем по-детски рассмеялся.
Он весело рассказывал о себе, о своих друзьях и близких. Дядя Никифор был его кумиром: шутка сказать — паровозный машинист, водит поезда от Орла до самой Москвы! Как только Игнашке четырнадцать исполнится, возьмет его дядя Никифор с собой в Орел и в Москву. Только ждать долго.
- А учиться больше не собираешься? — спросила Лида.
- Собираюсь. Только не в школе и не на батюшку или дьячка, — Игнашка покосился на Колю, — а на машиниста. Я машины люблю.
- И я, — оживился Коля.
Мальчики подружились. О дружбе с Игнашкой Николай Николаевич вспоминал с особенной теплотой.
«Не было у меня в жизни товарища, с которым бы жил так душа в душу. Нас крепким узлом связало общее жадное желание проникнуть в тайны окружающего нас мира, общее свойство всему удивляться, стремление понять, объяснить себе каждое явление. В природе их было столько непознанных, неразгаданных!
Больше всего нас волновал вопрос: почему светят звезды, луна?
Наше воображение и фантазию разжигал Жюль Верн полетами своих героев к таинственному светилу, их приключениями и злоключениями в пути. Как нам самим хотелось испытать все это, поплавать в воздухе!
Мы соорудили на пустыре «гигантские шаги», использовав для них старое колесо от сломанной телеги. Колесо насадили на столб, привязали к ободу веревки и... Не успел я преодолеть силу земного притяжения и взлететь в воздух, как веревка, за которую я уцепился, оборвалась, и торжествующая земля приняла меня в свои объятия, да так, что у меня долго потом ныли ребра. Пострадал и Игнашка, Упавшее сверху колесо проехало по его ноге. К счастью, он отделался только легким ушибом.
Но катастрофа не умерила наш пыл. Колесо было водружено на место. Веревки прочно закреплены...
При каждом взлете мы на какую-то долю секунды испытывали радостное чувство необычайной легкости. Не хотелось «возвращаться» на землю, и мы до тошноты вертелись вокруг столба».
Занимала друзей и проблема звездного мира. Им с детства твердили, что все создано богом и по воле божьей. Спасибо богу! Но зачем он рассыпал звезды по небу? Почему они светят и не греют? Как добраться к ним? Почему не дал бог человеку крыльев? Сколько увлекательных путешествий и открытий сделали бы Коля с Игнашкой...
- Грех думать о крыльях. Человеку богом даны ноги. Ему положено ходить, — спохватывался Коля.
- Почему же ездить па колесах в поезде не грех? Ведь колеса сделал человек, а не бог? — возражал Игнашка.
«Действительно, почему?» — и Коля пожимал плечами.
- Раз так, — шептал в ухо Коле Игнашка, — то человек получается сам, как бог: все умеет делать, еще лучше.
От этой страшной ереси у обоих захватывало дыхание, но мысль о том, что человек создает вещи, до которых бог не додумался, все время смущала их сознание. Разве можно сравнить лошадь с паровозом? Пароход — с какой-нибудь рыбешкой? Птицу — с воздушным шаром?
Все созданное человеком казалось им куда сложнее, интереснее. Оно двигалось, плавало, летало.
«Ковры-самолеты», «сапоги-скороходы» уже больше не устраивали мальчиков.
Из бумаги, картона, фанеры, жести и яичной скорлупы сотворили они «чудо», опрокинувшее их тогдашние понятия о законах движения.
Коля помчался разыскивать Богданова.
- Что случилось? — встревожился тот, увидев взвол нованного Колю.
- Скажите, возможно ли, чтобы телега, которую вовесь опор несет вперед лошадь, катилась назад?
- Странный вопрос, — пожал плечами Богданов.
- Не может, — ответил за него Коля. — А у нас...
И он уговорил Богданова пойти следом за ним.
В сарайчике, служившем ребятам мастерской, склонился над корытом с водой Игнашка. Коля молча отстранил его рукой и вынул из корыта странное сооружение.
На выдолбленной из коры лодочке лежало на проволочной подставке яйцо. Носик был залеплен глиной. Под яйцом дымилась погашенная свеча.
Богданов с недоумением смотрел на Колю.
- Одну минуточку, — Коля торопливо зажег свечку и осторожно спустил лодочку на воду.
Минута, другая. Неожиданно лодочка встрепенулась. Из замазанного глиной яичного носика с шумом вырвалась тоненькая струйка пара. Лодочка попятилась назад, пока не стукнулась кормой о стену корыта.
Автором «хитрого» изобретения был Коля. Это ему пришла в голову мысль соорудить «котел» из яичка. Надо было проколоть яйцо, не повредив скорлупки, по-
том высосать его содержимое, заполнить образовавшуюся пустоту некоторым количеством воды. Непростое дело!
«Эта первая конструкция, — вспоминал потом с улыбкой Николай Николаевич, — досталась мне нелегко. Были минуты, когда хотелось все бросить, сломать, по рядом был друг, никогда не унывающий товарищ — Игнашка. Вдвоем мы одолели все трудности и препятствия».
Не раз в то время мать Игнашки обвиняла своих хохлаток в лени.
- Вот уже сколько дней не несут яичек. И что с ними случилось? Ума не приложу.
- Попробовала бы она просверлить иголкой дырочку в ломкой скорлупе, — бормотал Игнашка. — Тогда бы узнала, куда яички деваются.
Теперь друзья в полную меру пожинали плоды своих трудов. Сам Богданов был поражен. Но он плохо разбирался в технике и не смог объяснить пи себе, ни изобретателям, почему лодочка идет вспять, а не вперед.
Объяснил Коле и Игнашке это «чудо в яичной скорлупе» паровозный машинист дядя Никифор.
- От огня, ребятки, вода в вашем «котле» закипела, стала парить. А куда пару деваться? Жмет он на стенки, ищет выхода. Нашел лазейку спереди. Вышиб пробку из глины, вырвался, а сзади бьется об стенку, нет ему выхода, — вот и толкает лодку, и она пятится.
«Чудо в скорлупе» — первый «реактивный» двигатель, который создал в детстве будущий конструктор чудесных воздушных машин.
Дружба с Игнашкой, бесконечные опыты обогащали ум и воображение. Все чаще поднималось у Коли чувство неудовлетворенности занятиями в духовном училище, стремлением большинства преподавателей обуздать детскую фантазию, объяснить все непонятное, таинственное и потому такое увлекательное нудными ссылками на «волю божью».
Веру во «всемогущего боженьку» мальчику прививали с детства, но в сознание его глубоко запали слова богомольной нянюшки: «На бога, Коленька, надейся, а сам, голубчик, не плошай». Это «не плошай» звучало в ее голосе, куда убедительнее, чем «надейся».
Но чувство долга, развитое у мальчика еще в раннем детстве, заставляло его добросовестно тянуть школьную лямку.
В школьном дневнике Коли по-прежнему красовались одни пятерки.
[ назад ]
|