Глава восемнадцатая
Год 1940-й в конструкторской деятельности Поликарпова ознаменовался еще одной крупной вехой: в рекордно короткий срок — за полтора месяца — был спроектирован новый истребитель И-185. Это была последняя и наиболее выдающаяся конструкция Поликарпова.
И-185 — истребитель-моноплан смешанной конструкции с однолонжеронным крылом, убирающимся одностоечным шасси. Для первого варианта самолета был разработан совершенно новый тип капота с центральным входом и вентилятором. Вся конструкция истребителя была тщательно приспособлена для массового производства и максимальных удобств при эксплуатации.
И-185 давал прирост скорости 100—130 километров в час к скоростям существовавших истребителей. Это был единственный истребитель, поднимавший 500 килограммов бомб.
Однако первый вариант этой машины не был завершен из-за значительных технических трудностей, встретившихся при создании мотора М-90. Модификация И-185 —И-185 (РМ) —была построена с мотором М-81.
Когда началась Великая Отечественная война, истребитель подвергся еще ряду модификаций, вызванных условиями военного времени. Так, крылья сделали деревянными с металлическими лонжеронами, чтобы сократить расход дюраля.
Вооружение истребителя состояло из трех двадцатимиллиметровых пушек Шпитального, стреляющих синхронно. Это было большое новшество: только в конце 1942 года в боях у Сталинграда немцы применили М-109 с двумя пушками.
И-185 готовился в серию зимой 1942 года. При летных испытаниях серийного образца машина дала скорость 685 километров в час и далеко превосходила по своим данным все известные типы истребителей.
Самолет имел еще одну особенность, необычную по тому времени: нагрузка на крыло в этом истребителе составляла 235 килограммов на квадратный метр, тогда как нагрузка около 170 килограммов считалась, на основании аэродинамических расчетов, максимально допустимой.
Истребитель И-185
Теперь, когда высокая нагрузка на крылья признается всеми, приходится еще раз отметить техническую интуицию Поликарпова, нашедшую себе яркое отражение в следующей не опубликованной записке Николая Николаевича, относящейся к 1942 году:
«Повышение нагрузки в 1 м2 крыла истребителя — явление неизбежное и прогрессивное. Оно вызвано следующими соображениями:
вес истребителей растет непрерывно за счет увеличения боевых нагрузок и веса моторов: в 1933 году истребитель весил 1300 кг, в 1942 году — 3500—3600 кг. Вес моторов на истребителях растет в еще большей степени; мотор М-25 весил около 400 кг в 1933 году; мотор М-71 — около 1070 кг в 1942 году.
Непрерывно растет и вес пушечного вооружения и боезапасов.
Однако, несмотря на это, резкое увеличение мощности современных истребительных моторов позволяет значительно увеличить нагрузку на 1 м2 крыла без ухудшения вертикальной маневренности (а она-то и является боевой маневренностью).
Таким образом, очевидно, что настало время брать высокие нагрузки на 1 м2 крыла, одновременно усиленно работая над подбором профиля крыла и его механизацией».
Запуск самолета И-185 в серию задерживался. Весь конструкторский коллектив был крайне удручен этим обстоятельством. Затруднение объяснялось тем, что истребитель якобы сложен в управлении.
Поликарпов тяжело переживал нездоровую шумиху, поднятую вокруг работы, которой он отдал столько сил. Слух о том, что И-185 труден в пилотировании, продолжал распространяться. И вот однажды на один из подмосковных аэродромов, где в то время находился И-185, прибыла группа фронтовых летчиков. Поликарпов подошел к одному из них, назвал себя.
- Не согласитесь ли сделать полет на новом истребителе?
Летчик согласился. Николай Николаевич познакомил его с расположением рукояток управления. Летчик внимательно выслушал, сел в кабину и легко поднял самолет в воздух.
Все с нетерпением ждали его возвращения.
Самолет приземлился так же легко, как и взлетел.
- Ну как? Что? — спрашивает Николай Николаевич.
- Нормально! Отлично! Лучше не придумаешь! -
с жаром говорил летчик.
— Прост в управлении, хорош на взлете и посадке. Чего еще?
Такие же отзывы поступали и от командиров воздушных эскадрилий Калининского фронта, где облетывали И-185.
И все же И-185 в серию не запускали. Пронесся слух: Поликарпов решил передать чертежи на винтомоторную установку И-185, оформленную и полностью отработанную в производстве и летных испытаниях, конструктору Лавочкину.
- Отдать нашему «конкуренту» чертежи на винто
моторную установку!? — всполошились некоторые конструкторы.
- Сейчас война, — ответил Поликарпов, — Никаких
конкурентов нет. Мы все работаем для победы.
Передача этой установки Лавочкину сократила сроки создания истребителя Ла-5, сыгравшего большую роль в воздушных боях.
Ночной бомбовоз
Кроме И-185 и ряда боевых модификаций У-2, Поликарпов создал в последние годы своей жизни ряд других машин, отличавшихся новизной и широтой замысла. К ним относится планер-бомбовоз и тяжелый самолет-бомбовоз.
Созданию планера, который вмещал в своем отсеке бомбу весом в две тысячи килограммов, Николай Николаевич уделял большое внимание, справедливо считая, что простые по конструкции, изготовлению и пилотированию планеры-бомбовозы должны пойти на вооружение Советской Армии.
К сожаления, и эта идея Поликарпова не было осуществлена.
При содействии командования нашими бомбардировочными соединениями Николай Николаевич разработал новый тип самолета — ночной бомбовоз.
Реактивный истребитель «Малютка»
Этот двухмоторный самолет имел весовую отдачу, равную пятидесяти процентам, и мог нести бомбу в пять тысяч килограммов внутри фюзеляжа.
В 1944 году Поликарпов начал проектировать реактивный истребитель «Малютку» с жидкостно-реактивным двигателем.
По некоторым данным «Малютки» можно себе представить, какой скачок вперед совершила бы наша авиация еще в 1944 году: скорость машины — 875 километров в час; скорость подъема на 5000 метров— 1 минута; потолок 12000 метров.
Смерть помешала Поликарпову довести до конца конструирование этого реактивного самолета.
[ назад ]
|