Поиск: 
[О музее]
[Экспозиция]
[Реликвии]
[Деятельность]
[Контакты]
[Сотрудничество]
[Ссылки]



проверка сайта на доступность
С.М.Буденный - официальный веб-сайт маршала СССР



Предыдущая страница Следующая страница

Глава восемнадцатая

   Год 1940-й в конструкторской деятельности Поликарпова ознаменовался еще одной крупной вехой: в рекордно короткий срок — за полтора месяца — был спроектирован новый истребитель И-185. Это была последняя и наиболее выдающаяся конструкция Поликарпова.

   И-185 — истребитель-моноплан смешанной конструкции с однолонжеронным крылом, убирающимся одностоечным шасси. Для первого варианта самолета был разработан совершенно новый тип капота с центральным входом и вентилятором. Вся конструкция истребителя была тщательно приспособлена для массового производства и максимальных удобств при эксплуатации.

   И-185 давал прирост скорости 100—130 километров в час к скоростям существовавших истребителей. Это был единственный истребитель, поднимавший 500 килограммов бомб.

   Однако первый вариант этой машины не был завершен из-за значительных технических трудностей, встретившихся при создании мотора М-90. Модификация И-185 —И-185 (РМ) —была построена с мотором М-81.

   Когда началась Великая Отечественная война, истребитель подвергся еще ряду модификаций, вызванных условиями военного времени. Так, крылья сделали деревянными с металлическими лонжеронами, чтобы сократить расход дюраля.

   Вооружение истребителя состояло из трех двадцатимиллиметровых пушек Шпитального, стреляющих синхронно. Это было большое новшество: только в конце 1942 года в боях у Сталинграда немцы применили М-109 с двумя пушками.

   И-185 готовился в серию зимой 1942 года. При летных испытаниях серийного образца машина дала скорость 685 километров в час и далеко превосходила по своим данным все известные типы истребителей.

   Самолет имел еще одну особенность, необычную по тому времени: нагрузка на крыло в этом истребителе составляла 235 килограммов на квадратный метр, тогда как нагрузка около 170 килограммов считалась, на основании аэродинамических расчетов, максимально допустимой.


Истребитель И-185

   Теперь, когда высокая нагрузка на крылья признается всеми, приходится еще раз отметить техническую интуицию Поликарпова, нашедшую себе яркое отражение в следующей не опубликованной записке Николая Николаевича, относящейся к 1942 году:

   «Повышение нагрузки в 1 м2 крыла истребителя — явление неизбежное и прогрессивное. Оно вызвано следующими соображениями: вес истребителей растет непрерывно за счет увеличения боевых нагрузок и веса моторов: в 1933 году истребитель весил 1300 кг, в 1942 году — 3500—3600 кг. Вес моторов на истребителях растет в еще большей степени; мотор М-25 весил около 400 кг в 1933 году; мотор М-71 — около 1070 кг в 1942 году.

   Непрерывно растет и вес пушечного вооружения и боезапасов.

   Однако, несмотря на это, резкое увеличение мощности современных истребительных моторов позволяет значительно увеличить нагрузку на 1 м2 крыла без ухудшения вертикальной маневренности (а она-то и является боевой маневренностью).

   Таким образом, очевидно, что настало время брать высокие нагрузки на 1 м2 крыла, одновременно усиленно работая над подбором профиля крыла и его механизацией».

   Запуск самолета И-185 в серию задерживался. Весь конструкторский коллектив был крайне удручен этим обстоятельством. Затруднение объяснялось тем, что истребитель якобы сложен в управлении.

   Поликарпов тяжело переживал нездоровую шумиху, поднятую вокруг работы, которой он отдал столько сил. Слух о том, что И-185 труден в пилотировании, продолжал распространяться. И вот однажды на один из подмосковных аэродромов, где в то время находился И-185, прибыла группа фронтовых летчиков. Поликарпов подошел к одному из них, назвал себя.

   - Не согласитесь ли сделать полет на новом истребителе?

   Летчик согласился. Николай Николаевич познакомил его с расположением рукояток управления. Летчик внимательно выслушал, сел в кабину и легко поднял самолет в воздух.

   Все с нетерпением ждали его возвращения.

   Самолет приземлился так же легко, как и взлетел.

   - Ну как? Что? — спрашивает Николай Николаевич.

   - Нормально! Отлично! Лучше не придумаешь! - с жаром говорил летчик.

   — Прост в управлении, хорош на взлете и посадке. Чего еще?

   Такие же отзывы поступали и от командиров воздушных эскадрилий Калининского фронта, где облетывали И-185.

   И все же И-185 в серию не запускали. Пронесся слух: Поликарпов решил передать чертежи на винтомоторную установку И-185, оформленную и полностью отработанную в производстве и летных испытаниях, конструктору Лавочкину.

   - Отдать нашему «конкуренту» чертежи на винто моторную установку!? — всполошились некоторые конструкторы.

   - Сейчас война, — ответил Поликарпов, — Никаких конкурентов нет. Мы все работаем для победы.

   Передача этой установки Лавочкину сократила сроки создания истребителя Ла-5, сыгравшего большую роль в воздушных боях.


Ночной бомбовоз

   Кроме И-185 и ряда боевых модификаций У-2, Поликарпов создал в последние годы своей жизни ряд других машин, отличавшихся новизной и широтой замысла. К ним относится планер-бомбовоз и тяжелый самолет-бомбовоз.

   Созданию планера, который вмещал в своем отсеке бомбу весом в две тысячи килограммов, Николай Николаевич уделял большое внимание, справедливо считая, что простые по конструкции, изготовлению и пилотированию планеры-бомбовозы должны пойти на вооружение Советской Армии.

   К сожаления, и эта идея Поликарпова не было осуществлена.

   При содействии командования нашими бомбардировочными соединениями Николай Николаевич разработал новый тип самолета — ночной бомбовоз.


Реактивный истребитель «Малютка»

   Этот двухмоторный самолет имел весовую отдачу, равную пятидесяти процентам, и мог нести бомбу в пять тысяч килограммов внутри фюзеляжа.

   В 1944 году Поликарпов начал проектировать реактивный истребитель «Малютку» с жидкостно-реактивным двигателем.

   По некоторым данным «Малютки» можно себе представить, какой скачок вперед совершила бы наша авиация еще в 1944 году: скорость машины — 875 километров в час; скорость подъема на 5000 метров— 1 минута; потолок 12000 метров.

   Смерть помешала Поликарпову довести до конца конструирование этого реактивного самолета.

Предыдущая страница Следующая страница
назад ]
Создание и поддержка - Сёма.Ру О музееЭкспозицияСотрудничествоКарта сайтаСсылки [На главную][Контакты][Карта сайта]
Части данного сайта и материалы размещенные на нем допускается копировать при сохранении ссылки на Monino.Ru
© 2001–2017